После вступления в силу Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, украинское законодательство в сфере охраны окружающей природной среды динамично меняется. Приняты фундаментальные законы — «Об оценке воздействия на окружающую среду» и «Стратегической экологической оценке», которые обязывают учитывать экологические риски во всех важных решениях отдельных предприятий, государства и отраслей.
На подходе — новая реформа, цель которой — имплементация положений Директивы 2010/75 / ЕС о промышленном загрязнении, а также, это — усовершенствование разрешительной системы.
Использование европейских подходов в этой сфере позволит предотвращать перемещения загрязнений между различными компонентами окружающей среды и, в общем, уменьшить негативное влияние промышленности на окружающую природную среду.
Ведь сегодня, разные подходы к осуществлению контроля выбросов в атмосферу, воду или почву отдельно могут способствовать перемещению загрязнения из одного вида среды в другую, вместо того, чтобы обеспечивать защиту окружающей среды как целого. Поэтому, целесообразно предусмотреть целостный подход к предотвращению и осуществлению контроля за выбросами в атмосферу, воду и почву, к обеспечению энергоэффективности и предотвращения несчастных случаев.
Такой подход также будет способствовать достижению однородной конкурентной среды путем согласования требований, связанных с окружающей средой, для промышленных установок.
Кроме того, предлагаемая разрешительная система уменьшит административную нагрузку на предприятия.
Что же предусматривает реформа разрешительной системы?
- применение комплексного подхода, на практике это — консолидация нескольких разрешений (на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, на сбросы промышленных сточных вод в системы водоотведения и управления отходами)
- в один — интегрированный или унифицированный разрешение;
- применение дифференцированного подхода к регулированию деятельности промышленных предприятий с учетом значения их производственных мощностей и производительности производства.
- Для наименьших загрязнителей предусматривается отмена разрешительных природоохранных документов путем замены их на регистрацию;
- внедрение отраслевых «руководств» с перечнем лучших доступных технологий и методов управления (НДТМ)
- совершенствование системы мониторинга, контроля и отчетности;
- обеспечение доступа общественности к информации и ее участия в процессе принятия решений.
- Кого коснутся указанные изменения?
Обращаем внимание: реформа разрешительной системы коснется не всех субъектов хозяйствования, которые сейчас получают природоохранные разрешения.