Разработка экологической документации предприятия, на сегодняшний день, стала привычным для всех понятием. Подготовкой проектов, отчетов и разрешительной документации в сфере экологии, занимаются как специализированные организации, так и соответствующие должностные лица предприятий, без привлечения подрядчиков. Основными направлениями в сфере природоохранного законодательства, по которым необходимо разрабатывать разрешительные документы являются:
- Охрана атмосферного воздуха (инвентаризация источников выбросов, обосновывающие материалы,разрешение на выбросы)
- Охрана и рациональное использование водных ресурсов (индивидуальные балансовые нормы водопользования и водоотведения,проект предельно допустимых сбросов, индивидуальные технологические нормативы использования питьевой воды,паспорт скважины, разрешение на спецводопользование)
- Обращение с отходами (инвентаризация отходов, технические паспорта отходов, паспорт МУO, реестровая карта отходов,декларация об отходах, лицензия на обращение с опасными отходами, разрешение на трансграничную перевозку, разрешение на осуществление операций с опасными отходами)
Относительно последнего пункта мы решили поделиться экспертное мнение.
Украина ожидает принятия Порядка уже 6 лет.
Учитывая количество редакций Закона Украины «Об отходах» невозможно не обратить внимание на те изменения, которые были внедрены в сферу обращения с отходами с момента принятия основного нормативно-правового акта в этой сфере, до сегодняшнего дня.
На протяжении долгого времени все субъекты хозяйственной деятельности, деятельность которых приводит к образованию отходов, согласно Закону Украины «Об отходах» и в соответствии с Постановлением КМУ N 1218 от 03.08.1998г. «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов» должны были ежегодно получать разрешение на образование и размещение отходов и согласовывать проекты лимитов на образование и размещение отходов, но, учитывая изменения в разрешительной системе, порядок получения этих документов начал постепенно меняться.
В связи с публикацией Постановления КМУ от 7 августа 2013 N 748 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений КМУ» были внесены изменения в Постановление КМУ N 1218. Эти изменения заключались в том, что, отныне, лимит на образование и размещение отходов получают те субъекты хозяйствования, Пооо которых превышает 1000 условных единиц, сроком на три года. В Постановление были включены категории субъектов хозяйствования. которые освобождаются от получения лимитов на образование и размещение отходов, к которым относятся владельцы отходов, не подлежащих включению в реестр объектов образования, обработки и утилизации отходов в соответствии с Постановлением КМУ от 31 августа 1998 N 1360 «об утверждении Порядка ведения реестра объектов образования, обработки и утилизации отходов», которые, в свою очередь, должны ежегодно подавать через разрешительные центры, центры предоставления административных услуг Декларацию об образовании отходов.
Декларация на отходы
Введение в Закон термина «Декларация» несколько упростило механизм получения разрешительных документов в сфере обращения с отходами, но надо отметить:
Декларация — это отчетные и прогнозируемые данные, относительно объемов образования отходов, и не является документом разрешительного характера!
Исходя из вышесказанного, предприятия, организации и учреждения, имели возможность получать лимиты на образование и размещение отходов сроком на три года, или ежегодно подавать декларацию об образовании отходов, в зависимости от их общего показателя образования отходов. Но на этом моменте изменения в законодательстве не прекратились.
Изменение в Законе Украины для упрощения разрешительной процедуры
В апреле 2014 года был принят Закон Украины «О сокращении количества документов разрешительного характера и внесении изменений в некоторые законодательные акты по разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности». Согласно данному Закону, были внесены изменения и в практику получения разрешений в сфере обращения с отходами, вводятся: единое Разрешение на осуществление операций в сфере обращения с отходами и Декларация на отходы (для объектов, где Пооо не превышает 1000 условных единиц).
В частности, было отменено разрешение на строительство или реконструкцию объекта обращения с отходами, разрешение на размещение отходов, согласование проектов лимитов на образование и размещение отходов, разрешение на эксплуатацию объекта обращения с опасными отходами, разрешение на хранение и удаления отходов, специальное разрешение на размещение отходов и некоторые другие документы разрешительного характера.
Такой шаг значительно упрощает разрешительные процедуры, однако, порядок предоставления нового разрешения на осуществление операций в сфере обращения с отходами не был утвержден не только в течение определенного законом трехмесячного срока, но и до сих пор.
Как следствие, с 26 апреля 2014 временно остановилось приема заявлений на получение разрешений на образование и размещение отходов до принятия обновленного порядка выдачи документов разрешительного характера в сфере обращения с отходами. Министерство экологии и природных ресурсов Украины в своем письме от 20.05.2014 г. N 7 / 1409-14 отметил, что с 26 апреля 2014 субъекты хозяйствования могут осуществлять хозяйственную деятельность без получения лимитов на образование и размещение отходов и разрешений на размещение отходов. Проект нового порядка выдачи разрешения на операции в сфере обращения с отходами разработан Министерством экологии и природных ресурсов и обнародован на сайте, однако до сих пор не утвержден. Задержка принятия нового порядка выдачи разрешения на операции в сфере обращения с отходами привела к тому, что в течение пяти лет данные разрешительные документы не выдавались. Государственная регуляторная служба Украины неоднократно обращалось в Минприроды о необходимости урегулирования вопроса выдачи разрешений на осуществление операций в сфере обращения с отходами, но никаких разъяснений не было получено.
Учитывая сложившуюся ситуацию, были внесены изменения в Закон Украины «Об отходах», в действующей редакции с него исключен термин «лимиты на образование и размещение отходов», и включены такие определения как «декларация об отходах» и «разрешение на осуществление операций в сфере обращения с отходами».
Проблема несоответствия требований законодательства осложняется и тем, что Закон уже трактует новые обязанности и требования по получению документов разрешительного характера, но в связи с длительной задержкой принятия нового порядка, Постановление КМУ N 1218 от 03.08.1998 г. «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов» до сих пор определяется как действующее.
Исходя из вышесказанного, несложно сделать вывод о том, что сегодня наличие правовых несоответствий в сфере обращения с отходами, не только мешает субъектам хозяйствования вести деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства, но и существенно препятствует адаптировать национальное законодательство к европейским требованиям.