Мониторинг и верификация парниковых газов — ответственность и действия

Обоснование ответственности

 

Кодекс Украины об административных правонарушениях пополнился несколькими статьями:
статья 91-6. Нарушение требований законодательства в сфере мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов;
статья 172-1-2. Нарушение процедур верификации отчета оператора о выбросах парниковых газов.

Это связано с тем, что с 1 января 2021 вступил в силу Закон Украины «О принципах мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов» (далее — Закон) и внедрилась новая система регулирования выбросов парниковых газов (система МОВ). Таким образом, с 1 января 2022 участники системы МОВ должны выполнять требования законодательства в этой сфере, а также быть готовыми к внеплановой проверке.

Государственный контроль в сфере мониторинга, отчетности и верификации осуществляется в соответствии с Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»  — это предусмотрено пунктом 7 ст. 9 Закона Украины «Об основах мониторинга, отчетности и верификации выбросов».

В случае необходимости проверки достоверности данных, приведенных в документах, представленных для получения государственной услуги, в том числе для принятия отчета оператора, а также непредставления таких документов, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, в течение трех месяцев со дня предоставления указанных документов (возникновения обязанности по предоставлению таких документов) проводит внеплановую проверку.

Для реализации Закона Украины «Об основах мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов» приняты подзаконные акты:

Кроме того, на официальном сайте Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины обнародован проект Акта «О некоторых вопросах аккредитации верификаторов отчетов парниковых газов».
 

Какой алгоритм действий для соблюдения требований Закона?

 

Эффективный алгоритм по внедрению системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов парниковых газов для операторов установок — процесс регламентирован и имеет четкие сроки выполнения.

  • 1. Проводим анализ, распространяются ли на установку/ки требования системы МОВ, основываясь на положениях Закона, Перечня видов деятельности установок, выбросов парниковых газов, в результате осуществления которых подлежат МОВ.

Под действие Закона попадают операторы, осуществляющие виды деятельности, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении перечня видов деятельности, выбросы парниковых газов в результате осуществления которых подлежат мониторингу, отчетности и верификации» от 23 сентября 2020 №880:

  • сжигание топлива в установках, общая номинальная тепловая мощность которых превышает 20 МВт (за исключением установок для сжигания опасных или бытовых отходов, установок, используемых для исследований, разработки и тестирования новых продуктов и процессов, а также установок, потребляющих исключительно биомассу или биотопливо);
  • оборудование с номинальной тепловой мощностью до 3 МВт не учитывается для определения общей номинальной тепловой мощности установки.

 

Важно!

Принимается во внимание совокупная тепловая мощность всех установок, но при этом не учитываются для определения общей номинальной тепловой мощности установки, номинальной тепловой мощностью до 3 МВт:

  • Переработка нефти.
  • Производство кокса.
  • Выжигание или спекание, в том числе агломерация металлической руды (в частности сульфидной руды).
  • Производство чугуна или стали (первичная или вторичная плавка), в том числе непрерывная разливка, производственная мощность которого превышает 2,5 тонны в час.
  • Производство или обработка железосодержащих сплавов (в том числе ферросплавов), если общая номинальная тепловая мощность агрегатов по сжиганию превышает 20 МВт; оборудование для обработки железосодержащих сплавов включает, в частности, прокатные станы, нагревательные печи, кузнечное оборудование, литейные установки, оборудование для покрытия (плакирования) и очистки (протравливания) поверхностей.
  • Производство цементного клинкера во вращающихся обжиговых печах, производственная мощность которых превышает 500 тонн в сутки, или в других печах, производственная мощность которых превышает 50 тонн в сутки.
  • Производство извести или кальцинация доломита или магнезита в печах, производственная мощность которых превышает 50 тонн в сутки.
  • Производство азотной кислоты.
  • Производство аммиака.

 

  • 2. Если на установку распространяются требования системы МОВ, готовимся к осуществлению ее регистрации.
  • 3. Регистрируем установку в Едином реестре в соответствии с требованиями, определенными порядком.

На официальном сайте обнародован приказ Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины «Об утверждении Порядка государственной регистрации установок в Едином реестре по мониторингу, отчетности и верификации выбросов парниковых газов» от 3 февраля 2021 № 75.

  • 4. Одновременно с подготовкой к регистрации установки разрабатываем план мониторинга, основываясь на положениях Закона, Порядка осуществления мониторинга и отчетности по выбросам парниковых газов, проектах типовой формы плана мониторинга, Методических рекомендациях по оценке выбросов парниковых газов по видам деятельности установок и используя рекомендации по отдельным вопросам системы МОВ, а также приборы и инструменты.

С проектами документов, которые разработаны для помощи операторам и предоставляют подробную техническую информацию по основным требованиям системы МОВ можно ознакомиться на сайте Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины

  • 5. После осуществления регистрационного действия и при наличии разработанного плана мониторинга, подаем его Министерству защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины для утверждения средствами Единого реестра. Если такое предоставление осуществляется до даты официального обнародования на сайте Министерства, сообщение о начале функционирования Единого реестра подаем на бумажных носителях.
  • 6. Учитывая, что на 1 января 2021 не все нормативные акты Министерства утверждены, а разработка операторами планов мониторинга не будет завершена, оператор до момента утверждения плана мониторинга должен осуществлять мониторинг за отчетный 2021 с использованием проекта плана.
  • 7.Проанализировать требования, установленные Порядком верификации отчета оператора о выбросах ПГ, и ознакомиться с Рекомендациями по верификации отчета оператора, на основании чего определиться с верификатором и заранее заключить с ним договор для обеспечения достаточного времени для проверки отчета оператора и, при необходимости, корректировки плана мониторинга и своевременного предоставления отчета оператора вместе с верификационным отчетом уполномоченному органу, то есть не позднее 31 марта 2022 г.

 

Ориентировочные сроки выполнения работ:

 

  • Разработка Плана мониторинга составляет от 1 до 3 месяцев.
  • Осуществление мониторинга выбросов парниковых газов — 12 месяцев.
  • Разработка Отчета оператору — до 1 месяца.
  • Проведение Верификации Отчета оператора 1-2 месяца.

 

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(https://expertcentr.com.ua/wp-content/uploads/2018/12/bg_pages5.jpg);background-size: cover;background-position: top center;background-attachment: fixed;background-repeat: no-repeat;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 300px;}div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container.dfd_stun_header_vertical_parallax {-webkit-transform: -webkit-translate3d(0,0,0) !important;-moz-transform: -moz-translate3d(0,0,0) !important;-ms-transform: -ms-translate3d(0,0,0) !important;-o-transform: -o-translate3d(0,0,0) !important;transform: translate3d(0,0,0) !important;}