Государственный учет и паспортизация отходов — просто о сложном

Коротко о ключевых документах

Согласно статье 26 Закона Украины «Об отходах», государственному учету и паспортизации подлежат все отходы, образующиеся на территории Украины. Порядок государственного учета и паспортизации отходов утвержден Постановлением КМУ № 2034 от 01.11.1999 г.

Государственный учет отходов – это единая государственная система сбора, обобщения, всестороннего анализа и хранения сведений об отходах, их образовании и осуществлении операций обращения с ними.

Государственный учет отходов включает:

  • ведение первичного учета отходов;
  • представление государственной статистической отчетности.

Первичный учет отходов ведут предприятия в соответствии с установленными формами. Ему подлежат все отходы, образующиеся на предприятии, кроме:

  • возвратных (продукты, участвующие в едином цикле и возвращающиеся в технологический процесс);
  • отходов, количество которых не могут зафиксировать имеющиеся технические возможности определения их образования;
  • коммунальных, удаление которых осуществляется по договорам с предприятием соответствующего хозяйства.

В конце каждого квартала и учетного года субъекты хозяйствования подают в территориальные органы Минприроды (Минэкоэнерго) на местах и ​​в органы статистики отчеты о фактическом количестве образованных отходов по установленной форме 2-ТП (отходы). Органы государственной статистики по данным статистической отчетности ведут реестр объектов образования отходов. В него вносятся данные о предприятиях, для которых показатель общего образования отходов превышает 1000 условных единиц.

В соответствии с требованиями Постановления Кабинета Министров Украины от 01.08.1999 года № 2034 «Об утверждении Порядка ведения государственного учета и паспортизации отходов», паспортизация отходов – процесс последовательного сбора, обобщения и хранения сведений о каждом конкретном виде отходов, его происхождении, технических, физико-химических, технологических, экологических, санитарных, экономических и других показателях. В документе указываются методы измерения и контроля, а также технологии сбора, перевозки, хранения, обработки, утилизации, удаления, обезвреживания и захоронения отходов. Согласно пункту 9 упомянутого Постановления, паспортизация отходов ведется предприятиями с целью их исчерпывающей идентификации и определения оптимальных путей обращения с ними.

Паспорта целесообразно разрабатывать для тех отходов, для которых не найдены оптимальные пути утилизации или удаления. Они нужны для веществ, принимаемых специализированными предприятиями на утилизацию или уничтожение. Паспорта необходимы для твердых бытовых отходов, пути обращения с которыми уже определены.

Паспортизация отходов осуществляется в соответствии со статьями 17 и 26 Закона Украины «Об отходах». Согласно им, владельцы отходов обязаны составить на каждый вид отдельный технический паспорт (исключением являются коммунально-бытовые стоки, удаление которых осуществляется согласно договорам со специализированными предприятиями).

Технический паспорт отхода

Технические паспорта отходов получают субъекты хозяйствования (собственники отходов). Форма документа установлена ​​стандартом ДСТУ 2195-99, согласно которому паспорт отхода включает в себя следующие структурные разделы:

  1. Титульный лист.
  2. Сведения о месте образования ухода.
  3. Данные о процессе, при котором образуется отход.
  4. Первичная информация об отходе.
  5. Характеристика отхода.
  6. Сведения о существующих и используемых технологиях переработки, хранения,
    транспортировки, утилизации или удаления отхода.
  7. Общие требование содержания и показателей отхода.
  8. Регистрационный бланк.
  9. Данные об аналогах отхода (не являются обязательными).

Технический паспорт отхода согласовывается с руководством (директором или заместителем) Департамента экологии и природных ресурсов после утверждения руководителем предприятия.

Паспорт места удаления отходов

В области обращения с отходами паспортизации и государственному учету подлежат не только отходы, образующиеся на предприятии, но и места их удаления. Для каждого участка должен быть получен паспорт (согласно статье 28 Закона Украины «Об отходах»). Места удаления отходов подлежат учету. Все данные заносятся в реестр мест удаления отходов. Порядок ведения реестра утвержден Постановлением КМУ № 1216 от 03.08.1998 г.

Согласно Постановлению, реестр мест удаления отходов – это система данных, полученных путем учета и описания всех объектов и специально отведенных мест, на которых осуществляются операции по удалению отходов. В реестр включаются все объекты без исключения (функционирующие, закрытые, законсервированные).

Паспорт места удаления отходов (далее – МУО) должен включать в себя следующие разделы:

  1. Титульный лист.
  2. Общая характеристика МУО.
  3. Природно-географическая характеристика МУО.
  4. Технико-технологическая характеристика МУО.
  5. Общая характеристика отходов, которые удаляются.
  6. Сведения о системе наблюдений (мониторинга) за качеством вод, почв и атмосферного воздуха в районе МУО.
  7. Сведения о загрязнении окружающей природной среды в районе МУО.
  8. Случаи нарушения условий эксплуатации МУО.
  9. Санитарно-защитная зона МУО.
  10. Категория экологической безопасности МУО.
  11. Проведение ревизии данных паспорта.

Проекты паспортов МУО составляют владельцы МУО или по их поручению специальные проектные организации. Владельцы МУО в установленный срок предоставляют проекты паспортов, поданные на согласование в Департамент экологии и природных ресурсов и органов МОЗ.

Отчет по инвентаризации отходов

В соответствии с «Порядком ведения государственного учета и паспортизации отходов», утвержденным Постановлением КМУ № 2034 от 1 ноября 1999 г., инвентаризация отходов – комплекс разовых организационно-технических мероприятий, направленных на выявление, идентификацию, описание и регистрацию отходов, учет объемов их образования, утилизацию и удаление, а также выявление и обследование мест образования отходов и объектов обращения с ними.

В украинском законодательстве государственного уровня отсутствует прямое требование обязательности проведения инвентаризации отходов. Однако Закон Украины «Об отходах» имеет требования к субъектам хозяйственной деятельности (ст. 17), среди которых следующее: на основе материально-сырьевых балансов производства необходимо выявлять и вести первичный текущий учет количества, типа и состава отходов, которые образуются, собираются, перевозятся, хранятся, обрабатываются, утилизируются, обезвреживаются и удаляются, и подавать по ним статистическую отчетность в установленном порядке. Сравнив требования статьи 17 Закона и определение инвентаризации отходов, можно сделать вывод об обязательности проведения инвентаризации.

Инвентаризация отходов производится на общих методологических принципах в соответствии с законодательством. Что понимать под общими методологическими принципами, соответствующими законодательству? Вряд ли кто-то даст на этот вопрос четкий ответ. Этот вопрос не имеет конкретного определения.

Статья 17 Закона указывает на то, что отходы необходимо выявлять на основе материально-сырьевых балансов производства. В инструкции по заполнению типовой формы первичной учетной документации № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары», утвержденной Приказом Министерства охраны окружающей природной среды № 342 от 07.07.2008 г., отмечается, что для проведения инвентаризации может использоваться информация, приведенная в типовой форме № 1-ВТ.

Есть еще ДСТУ 3911-99 «Охрана природы. Обращение с отходами. Выявление отходов и представление информационных данных об отходах. Общие требования», однако этот документ не привносит дополнительную информацию методологического характера, не имеет практической ценности для субъектов хозяйствования. Можно еще привести определенный перечень документов, которые могут использоваться при проведении инвентаризации, но все они не имеют статуса документов, определяющих именно методологические основы инвентаризации отходов.

Сегодня предприятия должны работать в условиях имеющегося правового поля. Проводить инвентаризацию отходов, обращать внимание на те составляющие, которые имеют практическую ценность для предприятия. При этом необходимо учитывать требование ст. 17 Закона Украины «Об отходах».

div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container {background-image: url(https://expertcentr.com.ua/wp-content/uploads/2018/12/bg_pages5.jpg);background-size: cover;background-position: top center;background-attachment: fixed;background-repeat: no-repeat;}#stuning-header div.page-title-inner {min-height: 300px;}div#stuning-header .dfd-stuning-header-bg-container.dfd_stun_header_vertical_parallax {-webkit-transform: -webkit-translate3d(0,0,0) !important;-moz-transform: -moz-translate3d(0,0,0) !important;-ms-transform: -ms-translate3d(0,0,0) !important;-o-transform: -o-translate3d(0,0,0) !important;transform: translate3d(0,0,0) !important;}